ЗАГОРОДНАЯ ЖИЗНЬ

Дожинки, праздник урожая, медовый и яблочный спас, Лугнасад

Праздники урожая - древние праздники августа. Календарь, август

Серп, Ламмас. Старинный оттискВ августе как дикая природа, так и сады находятся в буйном расцвете, но что-то уже все чаще и отчетливее напоминает об осени. Продолжается активный сбор и переработка урожая. Древние славяне и кельты в августе отмечали праздники жатвы и урожая, которые были важной частью их солнечного календаря.

Праздники августа

В августе заканчивается уборка и переработка урожая пшеницы, ячменя, проса и других зерновых культур, которая началась в июле. Это радостное и важное для земледельцев событие широко отмечалось нашими древними предками по всей Европе. Славянские народности сначала отмечали Зажинки - начало сбора урожая, День первого снопа. Более пышно отмечали Дожинки (Дожынки, Дажынкi, Doїynki, Спожинки) – день окончания жатвы, праздник последнего снопа. Дожинки выпадали на 7 число святовита (последнего летнего месяца) – это примерно середина августа по современному календарю.

Кельты и германцы отмечали праздник урожая и фестиваль хлеба Лугнасад (Lughnasadh). В этот день бог солнца и света Лу (Lugh) терял часть своей силы и вступал в пожилой возраст, ведь длительность светового дня в августе уменьшается буквально на глазах. В эпоху Христианства Лугнасад стали называть Ламмасом (Lammas, хлебная месса) и за ним официально закрепилась дата 1 августа.

В процесс жатвы язычники вкладывали большой смысл, а последний сноп собирали вскладчину, думая, что в нем находит пристанище "дух зерна" или "дух поля". Этому духу приписывали способность оплодотворяющего влияния на все живое. В своем фундаментальном труде "ЗОЛОТАЯ ВЕТВЬ. Исследование магии и религии" (1923 г.) Д. Д. Фрезер отмечает: "… о вере в то, что дух хлеба влияет на женщин, говорит обычай подносить Сноп-Матушку, напоминающий по форме беременную женщину, жене фермера, а также убеждение, что женщина, которая вяжет последний сноп, в следующем году родит ребенка или что лицо, которому достался этот сноп, в ближайшем будущем женится или выйдет замуж." (Перевод М. К. Рыклина).

На Руси сохраняли несколько несжатых колосков на поле, связывая их лентой в "бороду Белеса" (Велеса) – покровитель земледелия. Этим ритуалом "обеспечивали" будущий урожай на этом поле. В северной и западной Европе из последнего снопа изготовляли плетеные куклы и другие поделки. Снопы бережно хранили до следующей весны и использовали в магических ритуалах закликания урожая во время весеннего сева.

Гортензия в цвету, август Август, яблоки

В дни праздника урожая земледельцы и скотоводы заключали сделки на торговлю растительной продукцией и скотом на весь следующий год. И сейчас в первое воскресенье августа во многих странах Европы проходят фермерские ярмарки, на которых показывают животных, торгуют сельхозпродукцией и традиционными поделками, а также развлекаются и играют в игры.

Философский смысл праздника урожая заключался в напоминании об окончании жизненного цикла и смерти, ведь мысли о приближении холодного, "мертвого" сезона посещают нас в это время все чаще. Смерть в старом качестве – необходимое условие возрождения всего живого и начала новой жизни (славянская Майя Златовласка умирает со сбором урожая, чтобы вновь воскреснуть будущей весной). В спиритуальном плане, в это время можно задуматься о том, какой "урожай" ценных идей, мыслей, планов, опыта и интересных или дорогих людей мы "вырастили" за прошедший год и что из этого мы хотим сохранить на будущее.

См. также: Летние работы в саду.

Спас медовый, яблочный и полотняный

Интересна история трех Спасов ("спасителей"), отмечаемых православными россиянами в августе. Хотя за датами Спасов церковью были давно закреплены христианские праздники, люди до сих пор помнят их по их прежним, языческим названиям. Медовый Спас, выпадающий по новому стилю на 14 августа, отмечался 1 августа. С этой даты начинали подрезать соты, вознося хвалы и благодарности за собранный мед, которому приписывали не только оздоровительные, но и защитные свойства. Готовили медовое угощение (выпечку, сыту и сурью) и приступали к заготовке ягод на зиму (мед использовался вместо сахара).

После Яблочного Спаса, который отмечали 6-7 августа (19 августа по новому стилю) можно было есть, собирать и заготавливать впрок яблоки, а на большом яблочном пиршестве предлагалось попробовать разные яства из яблок.

См. также: Яблочный сорбет с кальвадосом и Яблоки в карамели.

В дни Полотняного Спаса (29 августа по новому стилю, 16-17 августа – по старому) устраивали ярмарки, на которых торговали полотном.

Материал и фотографии: Оксана Джетер, CountrysideLiving.net

Сайт МЕНТОР. Стань лучшей версией себя Телеграм канал ЗАГОРОДНОЙ ЖИЗНИ Подписка на новости сайта